Проектная химическая олимпиада в Троицке: вызовы и возможности для школьников
Троицкие школьники демонстрируют свои знания на новом этапе химической олимпиады.
«Минерал, название которого на древнегреческом означает «омывающий огнём», издавна использовали при выплавке стекла, чтобы сделать его бесцветным…» Примерно так начиналось одно из заданий, которое должны были решить троицкие школьники на Проектной химической олимпиаде. Её отборочный этап прошёл 20 октября в «Байтике».
Соревнование это довольно новое, его организует химический факультет МГУ с 2019 года, а вот устроено «как в старые добрые времена»: листочек, ручка, никаких гаджетов, никаких тестов, только развёрнутые решения. Поэтому куратор олимпиадного движения «Байтика» Александр Петров и выбрал его, чтобы провести первый, очный этап в Троицке. «Байтик» стал одной из 35 офлайн-точек турнира. Условия тура простые: шесть заданий, без малого четыре часа на решение, затем ответы отправляются на проверку организаторам, тут же проходит разбор задач, но результатов ждать примерно неделю.
Победители отправляются на финальный этап, где им надо защитить проектную работу и (самое интересное!) выполнить задание в лаборатории, с пробирками и реактивами… Это уже «высший пилотаж»: хотя в турнире участвуют школьники 8 – 11-х классов, знания там понадобятся на уровне второго-третьего курса химфака. В прошлом году, когда «Байтик» участвовал впервые, в финале был один школьник из Троицка. Сейчас в первом туре было 19 человек, почти все – ученики Александра Петрова, участники олимпиадного движения «Байтика». Сложность некоторых отпугнула. Но не всех!
«В прошлом году я был не особо доволен своим результатом, поэтому решил попробовать ещё раз, – рассказывает 11-классник Гимназии им. Пушкова Михаил Волков. – Задачки охватывали разные разделы химии и не только. Но этим и сложны олимпиады, что для высоких результатов нужны знания не только по химии, но и по другим дисциплинам – физике, математике, биологии… Решил три из шести задач, разумеется, мог намного лучше, но где-то не хватило знаний. Главное, было очень интересно, и я получил от этой олимпиады большое удовольствие».
«Всё прошло хорошо, как преподаватель я абсолютно доволен. Главное – присутствовал мыслительный процесс! – говорит Александр Петров. – Наша цель – не выиграть олимпиаду, а проверить свои силы. И что важно, это олимпиада старого формата: приходишь, садишься, ручкой по бумаге пишешь… Такое сейчас редко можно встретить: как правило, на школьных и муниципальных этапах олимпиад надо решать тесты, и только на региональном начинаются большие задачи с развёрнутыми решениями. Этого очень не хватает в современном образовании, ведь в региональный этап проходят единицы. Часто учитель просто даёт ссылку на тест и отходит в сторону. Что говорить о проверке домашних тетрадей! Это делают только настоящие подвижники. В результате школьники не развивают способность выражать свои мысли. У них вообще нет мотивации, чтобы этому учиться, когда можно просто ткнуть в вариант и угадать. Или не угадать. А на классических олимпиадах задают непростые вопросы, над которыми нужно поразмышлять, что-то рассказать, написать на листочке бумаги, и это всегда полезно.
Задачи, как правило, построены неформально (есть даже кроссворды!) и завязаны на практику. Например, тот самый вопрос про огненный минерал. «Стекло получается зелёным из-за примесей двухвалентного железа, а оксид марганца (MnO2), он же пиролюзит, окисляет железо до трёхвалентного, и стекло будет максимум бледно-жёлтым, – поясняет Александр. – А дальше надо было, как обычно, написать уравнение реакций, происходящих в стекле, разгадать запутанную схему превращений марганца и правильно интерпретировать условия реакции. Для неподготовленного человека всё это выглядит довольно страшно, а для химика – самое то! Как интересный ребус, судоку. Все олимпиады по химии – это именно ребусы, умение их решать в реальной жизни не поможет, но они расширяют эрудицию – знание различных элементов, их свойств, и умение связывать всё воедино. Решив такую задачу, ты сам растёшь и узнаёшь больше.
В организации олимпиады был задействован весь «Байтик». Помогал в проведении тура и разборе задач гость из Москвы, студент Высшего химического колледжа РАН Вячеслав Морозов, который преподавал в Летней троицкой мультидисциплинарной школе «Байтика». Кстати, и школа, и олимпиада в «Байтике» проводятся в рамках проекта «Троицкое объединение просветительских активностей» («ТрОПА»), получившего финансирование от «Росмолодёжи». А скоро благодаря этому же гранту состоится Большой научный турнир 3 ноября в Точке кипения.
Последние новости
Польза сауны: как регулярные посещения помогают бороться с депрессией и тревожностью
Шведские исследователи обнаружили связь между частотой посещения сауны и уровнем психического здоровья.
Обострение ситуации в регионе: новые вызовы и угрозы
Как местные власти реагируют на последние события и какие меры принимаются для обеспечения безопасности.
Ночные заморозки в Подмосковье: что ожидать 11 ноября
Гидрометцентр предсказывает понижение температуры до -4 градусов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований